Декларирование, оборот и использование несертифицированных товаров.
Законодательство Российской Федерации в области таможенного нетарифного регулирования и обязательного подтверждения соответствия предусматривает ответственность за нарушения правил сертификации и лицензирования товаров, подлежащих обязательной сертификации или лицензированию. Для производителей, продавцов, таможенных декларантов и владельцев товаров установлены различные виды наказаний за ввоз, оборот на внутреннем рынке и использование товаров с нарушениями. К числу таких нарушений относятся:
- Ввоз на таможенную территорию или реализация на внутреннем рынке товаров, подлежащих обязательной сертификации ЕАС, без сертификата ЕАС или декларации ЕАС.
- Реализация товаров без обязательной маркировки ЕАС или без указания в сопроводительной документации сведений о сертификации ЕАС.
- Использование в сетях связи средств связи, подлежащих обязательной сертификации или декларированию Минсвязи, без сертификата ССС или декларации МинСвязи.
- Ввоз или реализация на внутреннем рынке товаров, использующих радиочастотный спектр, без оформления на них заключения РЧЦ или без внесения их в Единый реестр РЭС и ВЧУ, разрешенных для ввоза.
- Ввоз и реализация на внутреннем рынке товаров, применяющих шифрование или криптографию, без зарегистрированной нотификации ФСБ.
- Ввоз товаров, к которым применяются меры нетарифного регулирования в торговле с третьими странами, без оформления лицензии МПТ.
Так, при попытке ввоза на территорию РФ товаров без
сертификата ЕАС или
лицензии МПТ применяется статья 16.3 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (КоАП РФ), предусматривающая за несоблюдение мер нетарифного регулирования при ввозе на таможенную территорию Таможенного союза наказание в виде наложения
административного штрафа на граждан в размере от 1000 до 2000 рублей с конфискацией товаров или без нее. Эта же статья КоАП РФ для юридических лиц предусматривает
штраф от 50000 до 100000 рублей с конфискацией товаров или без таковой.
Продажа товаров без
сертификата ЕАС или
декларации ЕАС, удостоверяющих безопасность таких товаров для жизни и здоровья людей, подпадает под действие статьи 14.4 КоАП РФ, назначающей наложение
административного штрафа на граждан в размере от 1000 до 2000 рублей, на индивидуальных предпринимателей - от 10000 до 20000 рублей, на юридических лиц - от 20000 до 30000 рублей. Повторное нарушение этой статьи влечет
увеличение штрафов для граждан до 5000 рублей, для индивидуальных предпринимателей - до 30000 рублей, для юридических лиц - до 50000 рублей с конфискацией товаров или без таковой.
В соответствии с пунктом 7 статьи 24 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ "О техническом регулировании" при декларировании соответствия заявитель должен хранить у себя декларацию и доказательные материалы (в том числе протоколы испытаний) в течение 10 лет со дня окончания срока действия этой декларации. Также заявитель обязан представлять декларацию (или регистрационный номер декларации о соответствии и доказательственные материалы) по требованию федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственного контроля за соблюдением требований технических регламентов. Отсутствие протокола испытаний, равно как и предоставление недостоверных сведений при оформлении
декларации ЕАС, может повлечь согласно статьи 14.44 КоАП РФ наложение административного штрафа на юридических лиц от
100000 до
300000 рублей. Пункт 2 той же статьи предусматривает ответственность за необоснованное оформление декларации вместо
сертификата ЕАС в виде административного штрафа для юридических лиц от
300000 до
500000 рублей. Пункт 3 статьи 14.44 КоАП ужесточает ответственность за вышеперечисленные правонарушения, повлекшие причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, до
700000 до
1000000 рублей.
Продажа товаров без обязательной
маркировки ЕАС, в том числе и сертифицированных товаров, влечет наказание по статье 15.12 КоАП РФ в виде
наложения административного штрафа на граждан в размере от 2000 до 4000 рублей с конфискацией товаров, на юридических лиц - от 50000 до 300000 рублей с конфискацией товаров.
Использование в сетях связи средств связи, подлежащих обязательной сертификации, без
сертификата ССС по статье 13.6 КоАП РФ влечет
наложение административного штрафа на граждан в размере от 3000 до 5000 рублей с конфискацией средств связи или без таковой, на юридических лиц - от 60000 до 300000 рублей с конфискацией средств связи или без таковой. Если средства связи не подлежат обязательной сертификации, а подлежат обязательному декларированию, то их использование на сетях связи без
декларации МинСвязи наказывается штрафом для юридических лиц от 60000 до 150000 рублей с конфискацией средств связи или без таковой.
Осуществление деятельности в области защиты информации с нарушением условий, предусмотренных
лицензией ФСБ, влечет согласно статье 13.12 КоАП РФ
наложение административного штрафа на граждан в размере от 1000 до 1500 рублей, на юридических лиц - от 15000 до 20000 рублей. Аналогичное нарушение, классифицированное как грубое, влечет
наложение административного штрафа на индивидуальных предпринимателей от 2000 до 3000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток, на юридических лиц - от 20000 до 25000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток. Осуществление деятельности в области защиты информации без получения
лицензии ФСБ карается по статье 13.13 КоАП РФ
наложением административного штрафа на граждан в размере от 500 до 1000 рублей с конфискацией средств защиты информации или без таковой, на юридических лиц - от 10000 до 20000 рублей с конфискацией средств защиты информации или без таковой. Также осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии) является составом преступления по статье 14.1 КоАП РФ и статье 171 Уголовного кодекса РФ (УК РФ).
В случае ввоза или реализации товаров и устройств, предназначенных для негласного получения информации, без оформленного
разрешения ФСБ на ввоз или оборот таких товаров применяется статья 138.1 УК РФ, предусматривающая ответственность за приобретение или сбыт специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, в форме
штрафа в размере до 200000 рублей либо ограничения свободы на срок до 4 лет, либо принудительных работ на срок до 4 лет.
Кроме законодательства, связанного непосредственно с отсутствием необходимых разрешительных документов, следует также иметь в виду ответственность за попытку сокрытия самой необходимости получения и предоставления таких разрешительных документов и ответственность за оформление разрешительных документов вне установленных для этого процедур (подделку). КоАП содержит отдельную главу о правонарушениях в области таможенного дела и нарушениях таможенных правил, к которым зачастую ведет необоснованное таможенное оформление без предоставления необходимых документов или с использованием поддельных документов. В том числе следует обратить внимание на статьи:
- 16.2. Недекларирование либо недостоверное декларирование товаров:
- Недекларирование по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию влечет наложение административного штрафа на граждан и юридических лиц в размере от 1/2 до 2-хкратного размера стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц - от 10000 до 20000 рублей.
- Заявление декларантом либо таможенным представителем при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений об их классификационном коде ТН ВЭД, сопряженное с заявлением при описании товаров неполных, недостоверных сведений об их количестве, свойствах и характеристиках, влияющих на их классификацию, либо об их наименовании, описании, о стране происхождения - влечет наложение административного штрафа на граждан и юридических лиц в размере от 1/2 до 2-хкратной суммы подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов, с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц - от 10000 до 20000 рублей.
- Заявление декларантом или таможенным представителем при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений о товарах либо представление недействительных документов, если такие сведения или документы послужили или могли послужить основанием для несоблюдения установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений (в том числе ввоз лицензируемых товаров без лицензии МинПромТорга или импорт/экспорт средств шифрования без нотификации ФСБ или заключения ФСБ) - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 1500 до 2500 рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц - от 10000 до 20000 рублей; на юридических лиц - от 50000 до 300000 рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.
- 16.3. Несоблюдение запретов и (или) ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза или из Российской Федерации влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 1000 до 2500 рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц - от 5000 до 20000 рублей; на юридических лиц - от 50000 до 300000 рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.
- 16.7. Представление недействительных документов при совершении таможенных операций влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 1500 до 2500 рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц - от 10000 до 20000 рублей; на юридических лиц - от 50000 до 300000 рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.
- 16.17. Представление недействительных документов для выпуска товаров до подачи таможенной декларации. Нарушение влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10000 до 20000 рублей; на юридических лиц - от 50000 до 100000 рублей.
Также предусмотрена ответственность за:
- Пользование и распоряжение товарами без надлежащего таможенного оформления после истечения установленного срока временного ввоза (в том числе товарами, ввезенными под заключение РосКомНадзора на временный ввоз или временное разрешение ФСБ на ввоз товаров.
- Пользование или распоряжение товарами в нарушение таможенного режима, под который они были помещены, если такое пользование или распоряжение товарами по законодательству требовало помещения этих товаров под действие другого таможенного режима.
- Совершение получателями импортных товаров любых обманных действий в отношении работников фирм таможенных перевозчиков и (или) должностных лиц таможенных органов с целью завладения товарами, находящимися под таможенным контролем, в том числе на временном хранении.
Все перечисленные нарушения могут в свою очередь лечь в основу обвинения по статье 188 Уголовного кодекса РФ "Контрабанда" - перемещение в крупном размере через таможенную границу РФ товаров или иных предметов, совершенное помимо или с сокрытием от таможенного контроля либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации либо сопряженное с недекларированием или недостоверным декларированием.
В отношении официальных документов на бланках, предоставляющих права или освобождающих от обязанностей (к таким документам можно отнести
сертификат ЕАС,
заключение РЧЦ или
лицензию МинПромТорга на ввоз), независимо от области их применения (таможня, дистрибуция, эксплуатация) действует статья 327 УК РФ "Подделка, изготовление или сбыт поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей, бланков":
- Подделка удостоверения или иного официального документа, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей, в целях его использования либо сбыт такого документа наказываются ограничением свободы на срок до 2 лет, либо принудительными работами на срок до 2 лет, либо арестом на срок до 6 месяцев, либо лишением свободы на срок до 2 лет.
- Те же деяния, совершенные с целью скрыть другое преступление или облегчить его совершение, наказываются принудительными работами на срок до 4 лет либо лишением свободы на тот же срок.
- Использование заведомо подложного документа наказывается штрафом в размере до 80000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 6 месяцев, либо обязательными работами на срок до 480 часов, либо исправительными работами на срок до 2 лет, либо арестом на срок до 6 месяцев.
Под использованием понимаются любые действия по извлечению пользы, получению эффекта или других полезных свойств документа путём его предъявления (представления или предоставления). Использование поддельных документов часто рассматривают как предпосылку для совершения более тяжких преступлений, в том числе предусмотренных статьей 159 УК РФ "Мошенничество".