Декларирование, оборот и использование несертифицированных товаров.



Законодательство Российской Федерации в области таможенного нетарифного регулирования и обязательного подтверждения соответствия предусматривает ответственность за нарушения правил сертификации и лицензирования товаров, подлежащих обязательной сертификации или лицензированию. Для производителей, продавцов, таможенных декларантов и владельцев товаров установлены различные виды наказаний за ввоз, оборот на внутреннем рынке и использование товаров с нарушениями. К числу таких нарушений относятся:
  • Ввоз на таможенную территорию или реализация на внутреннем рынке товаров, подлежащих обязательной сертификации ЕАС, без сертификата ЕАС или декларации ЕАС.
  • Реализация товаров без обязательной маркировки ЕАС или без указания в сопроводительной документации сведений о сертификации ЕАС.
  • Использование в сетях связи средств связи, подлежащих обязательной сертификации или декларированию Минсвязи, без сертификата ССС или декларации МинСвязи.
  • Ввоз или реализация на внутреннем рынке товаров, использующих радиочастотный спектр, без оформления на них заключения РЧЦ или без внесения их в Единый реестр РЭС и ВЧУ, разрешенных для ввоза.
  • Ввоз и реализация на внутреннем рынке товаров, применяющих шифрование или криптографию, без зарегистрированной нотификации ФСБ.
  • Ввоз товаров, к которым применяются меры нетарифного регулирования в торговле с третьими странами, без оформления лицензии МПТ.

Так, при попытке ввоза на территорию РФ товаров без сертификата ЕАС или лицензии МПТ применяется статья 16.3 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (КоАП РФ), предусматривающая за несоблюдение мер нетарифного регулирования при ввозе на таможенную территорию Таможенного союза наказание в виде наложения административного штрафа на граждан в размере от 1000 до 2000 рублей с конфискацией товаров или без нее. Эта же статья КоАП РФ для юридических лиц предусматривает штраф от 50000 до 100000 рублей с конфискацией товаров или без таковой.

Продажа товаров без сертификата ЕАС или декларации ЕАС, удостоверяющих безопасность таких товаров для жизни и здоровья людей, подпадает под действие статьи 14.4 КоАП РФ, назначающей наложение административного штрафа на граждан в размере от 1000 до 2000 рублей, на индивидуальных предпринимателей - от 10000 до 20000 рублей, на юридических лиц - от 20000 до 30000 рублей. Повторное нарушение этой статьи влечет увеличение штрафов для граждан до 5000 рублей, для индивидуальных предпринимателей - до 30000 рублей, для юридических лиц - до 50000 рублей с конфискацией товаров или без таковой.



В соответствии с пунктом 7 статьи 24 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ "О техническом регулировании" при декларировании соответствия заявитель должен хранить у себя декларацию и доказательные материалы (в том числе протоколы испытаний) в течение 10 лет со дня окончания срока действия этой декларации. Также заявитель обязан представлять декларацию (или регистрационный номер декларации о соответствии и доказательственные материалы) по требованию федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственного контроля за соблюдением требований технических регламентов. Отсутствие протокола испытаний, равно как и предоставление недостоверных сведений при оформлении декларации ЕАС, может повлечь согласно статьи 14.44 КоАП РФ наложение административного штрафа на юридических лиц от 100000 до 300000 рублей. Пункт 2 той же статьи предусматривает ответственность за необоснованное оформление декларации вместо сертификата ЕАС в виде административного штрафа для юридических лиц от 300000 до 500000 рублей. Пункт 3 статьи 14.44 КоАП ужесточает ответственность за вышеперечисленные правонарушения, повлекшие причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, до 700000 до 1000000 рублей.

Продажа товаров без обязательной маркировки ЕАС, в том числе и сертифицированных товаров, влечет наказание по статье 15.12 КоАП РФ в виде наложения административного штрафа на граждан в размере от 2000 до 4000 рублей с конфискацией товаров, на юридических лиц - от 50000 до 300000 рублей с конфискацией товаров.

Использование в сетях связи средств связи, подлежащих обязательной сертификации, без сертификата ССС по статье 13.6 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 3000 до 5000 рублей с конфискацией средств связи или без таковой, на юридических лиц - от 60000 до 300000 рублей с конфискацией средств связи или без таковой. Если средства связи не подлежат обязательной сертификации, а подлежат обязательному декларированию, то их использование на сетях связи без декларации МинСвязи наказывается штрафом для юридических лиц от 60000 до 150000 рублей с конфискацией средств связи или без таковой.



Осуществление деятельности в области защиты информации с нарушением условий, предусмотренных лицензией ФСБ, влечет согласно статье 13.12 КоАП РФ наложение административного штрафа на граждан в размере от 1000 до 1500 рублей, на юридических лиц - от 15000 до 20000 рублей. Аналогичное нарушение, классифицированное как грубое, влечет наложение административного штрафа на индивидуальных предпринимателей от 2000 до 3000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток, на юридических лиц - от 20000 до 25000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток. Осуществление деятельности в области защиты информации без получения лицензии ФСБ карается по статье 13.13 КоАП РФ наложением административного штрафа на граждан в размере от 500 до 1000 рублей с конфискацией средств защиты информации или без таковой, на юридических лиц - от 10000 до 20000 рублей с конфискацией средств защиты информации или без таковой. Также осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии) является составом преступления по статье 14.1 КоАП РФ и статье 171 Уголовного кодекса РФ (УК РФ).

В случае ввоза или реализации товаров и устройств, предназначенных для негласного получения информации, без оформленного разрешения ФСБ на ввоз или оборот таких товаров применяется статья 138.1 УК РФ, предусматривающая ответственность за приобретение или сбыт специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, в форме штрафа в размере до 200000 рублей либо ограничения свободы на срок до 4 лет, либо принудительных работ на срок до 4 лет.



Кроме законодательства, связанного непосредственно с отсутствием необходимых разрешительных документов, следует также иметь в виду ответственность за попытку сокрытия самой необходимости получения и предоставления таких разрешительных документов и ответственность за оформление разрешительных документов вне установленных для этого процедур (подделку). КоАП содержит отдельную главу о правонарушениях в области таможенного дела и нарушениях таможенных правил, к которым зачастую ведет необоснованное таможенное оформление без предоставления необходимых документов или с использованием поддельных документов. В том числе следует обратить внимание на статьи:
  • 16.2. Недекларирование либо недостоверное декларирование товаров:
    • Недекларирование по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию влечет наложение административного штрафа на граждан и юридических лиц в размере от 1/2 до 2-хкратного размера стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц - от 10000 до 20000 рублей.
    • Заявление декларантом либо таможенным представителем при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений об их классификационном коде ТН ВЭД, сопряженное с заявлением при описании товаров неполных, недостоверных сведений об их количестве, свойствах и характеристиках, влияющих на их классификацию, либо об их наименовании, описании, о стране происхождения - влечет наложение административного штрафа на граждан и юридических лиц в размере от 1/2 до 2-хкратной суммы подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов, с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц - от 10000 до 20000 рублей.
    • Заявление декларантом или таможенным представителем при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений о товарах либо представление недействительных документов, если такие сведения или документы послужили или могли послужить основанием для несоблюдения установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений (в том числе ввоз лицензируемых товаров без лицензии МинПромТорга или импорт/экспорт средств шифрования без нотификации ФСБ или заключения ФСБ) - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 1500 до 2500 рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц - от 10000 до 20000 рублей; на юридических лиц - от 50000 до 300000 рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.
  • 16.3. Несоблюдение запретов и (или) ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза или из Российской Федерации влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 1000 до 2500 рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц - от 5000 до 20000 рублей; на юридических лиц - от 50000 до 300000 рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.
  • 16.7. Представление недействительных документов при совершении таможенных операций влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 1500 до 2500 рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц - от 10000 до 20000 рублей; на юридических лиц - от 50000 до 300000 рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.
  • 16.17. Представление недействительных документов для выпуска товаров до подачи таможенной декларации. Нарушение влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10000 до 20000 рублей; на юридических лиц - от 50000 до 100000 рублей.


Также предусмотрена ответственность за:
  • Пользование и распоряжение товарами без надлежащего таможенного оформления после истечения установленного срока временного ввоза (в том числе товарами, ввезенными под заключение РосКомНадзора на временный ввоз или временное разрешение ФСБ на ввоз товаров.
  • Пользование или распоряжение товарами в нарушение таможенного режима, под который они были помещены, если такое пользование или распоряжение товарами по законодательству требовало помещения этих товаров под действие другого таможенного режима.
  • Совершение получателями импортных товаров любых обманных действий в отношении работников фирм таможенных перевозчиков и (или) должностных лиц таможенных органов с целью завладения товарами, находящимися под таможенным контролем, в том числе на временном хранении.
Все перечисленные нарушения могут в свою очередь лечь в основу обвинения по статье 188 Уголовного кодекса РФ "Контрабанда" - перемещение в крупном размере через таможенную границу РФ товаров или иных предметов, совершенное помимо или с сокрытием от таможенного контроля либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации либо сопряженное с недекларированием или недостоверным декларированием.



В отношении официальных документов на бланках, предоставляющих права или освобождающих от обязанностей (к таким документам можно отнести сертификат ЕАС, заключение РЧЦ или лицензию МинПромТорга на ввоз), независимо от области их применения (таможня, дистрибуция, эксплуатация) действует статья 327 УК РФ "Подделка, изготовление или сбыт поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей, бланков":
  • Подделка удостоверения или иного официального документа, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей, в целях его использования либо сбыт такого документа наказываются ограничением свободы на срок до 2 лет, либо принудительными работами на срок до 2 лет, либо арестом на срок до 6 месяцев, либо лишением свободы на срок до 2 лет.
  • Те же деяния, совершенные с целью скрыть другое преступление или облегчить его совершение, наказываются принудительными работами на срок до 4 лет либо лишением свободы на тот же срок.
  • Использование заведомо подложного документа наказывается штрафом в размере до 80000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 6 месяцев, либо обязательными работами на срок до 480 часов, либо исправительными работами на срок до 2 лет, либо арестом на срок до 6 месяцев.
Под использованием понимаются любые действия по извлечению пользы, получению эффекта или других полезных свойств документа путём его предъявления (представления или предоставления). Использование поддельных документов часто рассматривают как предпосылку для совершения более тяжких преступлений, в том числе предусмотренных статьей 159 УК РФ "Мошенничество".

Penalty & liability for violation of the rules of certification and licensing   的俄罗斯证书和许可证
Средняя оценка: 5 Лучшая оценка: 5 Всего оценок: 7
Задать вопрос или написать комментарий
Имя:     Email:
Вопрос:
Добрый день. Хотим приобрести очки Microsoft Hololens у продавца в России и использовать для предпринимательской деятельности, но не для перепродажи, а на мероприятиях компании в качестве оборудования дополненной реальности. Учитывая характеристики данного продукта сложно определить, должен ли он подлежать обязательной сертификации или нет. Некоторые продавцы обещают предоставить добровольный сертификат. Но, допустим указанный продукт подлежит обязательной сертификации, в этом случае грозит ли компании ответственность за использование такого оборудования без соответствующей сертификации. Спасибо
Марина 14.11.2019 16:49:19
Ответ:
Добрый день, Марина!
Учитывая, что в комплекте товара идет зарядное устройство 220В, а сам товар имеет встроенные беспроводные передатчики – то данный товар подлежит обязательной сертификации ЕАС по ТР ТС НВО и ЭМС. Добровольный сертификат не заменяет собой обязательный сертификат. Импортер легально ввезенного товара в данном случае обязан иметь декларацию ЕАС или сертификат ЕАС. При покупке вы должны запросить или заверенную копию этого документа, или сведения о регистрации этого документа в реестре Росаккредитации (номер, дату, срок действия). В описанном вами случае скорее всего вы пытаетесь купить товар у нелегального импортера, не имеющего договора с иностранным изготовителем, который необходим для оформления обязательного сертификата или декларации ЕАС. Возможно, декларация или сертификат на товар оформлены и находятся у российского представительства изготовителя (Майкрософт). Но по понятным причинам эти документы не будут переданы нелегальным импортерам, не являющимся официальными дилерами Майкрософт.
Эксперт Сертификат.Москва 15.11.2019 9:41:19
Вопрос:
Добрый день. Планируем к ввозу товар "Антенна LTE Diablo Двойная всенаправленная антенна, предназначенная для модемов с двумя антенными разъемами (например, Huawei E3276 , Huawei E398 , ZTE MF821 , маршрутизатор Huawei B593 ) . частота 800-960 МГц, 1710-2170 МГц, 2500-2700 МГц КСВ 3,5: 1 кабель Twin RG-174, 1-5 м" нужна ли для импорта на юр.лицо на данный товар разрешительная документация? Спасибо.
Юлия 04.10.2018 11:51:58
Ответ:
Добрый день, Юлия!
Антенна сама по себе (без передатчика или модема) не является радиоэлектронным средством. Поэтому на нее можно не оформлять никакие дополнительные разрешительные документы.
Эксперт Сертификат.Москва 04.10.2018 14:12:58
Вопрос:
Доброго дня. Проконсультируйте, пожалуйста. Ситуация: Рассматриваю возможность розничной продажи умных часов-телефоно для детей с GPS-трекером. Они включают в себя модули GPS, AGPS, WI-FI, LBS, и работают в сетях 850/900/1800/1900 с поддержкой 3G/2G сетей (GPRS). Плюс некоторые модели оснащены видеокамерой и модулем Bluetooth. По сути, это смартфон в виде часов. Марка: Smart Baby Watch. На некоторые модели есть декларации ЕАС и Нотификация ФСБ, но нет ССС. Планирую приобретать продукцию у поставщиков в России, т.е. не предполагается приобретение товаров за границей. Поставщик уверяет, что всё в порядке, но сомнения остались. Вопросы: 1) можно ли по закону приобретать, продавать и использовать такие устройства, имеющие только Декларацию ЕАС и Нотификацию ФСБ, но не имеющие ССС? 2) Можно ли по закону приобретать, продавать и использовать такие устройства, не имеющие ничего из вышеописанного? (правильно ли Я понял, что это подпадает под статью 138.1 УК РФ?) 3) Какие ещё сертификаты и документы нужны для оборота такой продукции на территории России? 4) Могу ли Я, вместо поставщика, оформить все нужные разрешающие документы для осуществления продаж? Заранее благодарен за ответ. --- П.С. Огромное спасибо за информацию на сайте. Написано понятно и наглядно (благодаря цветным маркерам). Но вопрос сложный, сам на 100% не разобрался, остались сомнения и опасения.
Дмитрий 24.08.2017 19:37:03
Ответ:
Добрый день, Дмитрий!
Минимальный набор разрешительных документов для таких товаров это:
  • декларация ЕАС (требование Технического регламента Таможенного союза, имеющего статус ФЗ)
  • сертификат ССС (требование ФЗ «О связи»)
  • нотификация ФСБ (требование указа Президента РФ от 03.04.1995 г. № 334, решения Коллегии ЕЭК от 21.04.2015 г. № 30)
Дополнительные нужно учитывать наличие камеры. Если она относится к типу pin-hole, то товар вполне может быть отнесен к специальным техническим средствам для негласного получения и регистрации информации (в том числе «телевизионные и видеокамеры, обладающие по крайней мере одним из следующих признаков: закамуфлированные под предметы другого функционального назначения; имеющие объективы с вынесенным зрачком входа («pin-hole»)» ТН ВЭД 852580), для оборота которых необходимо отдельное разрешение ФСБ. Вы можете для подстраховки письменно обратиться в ФСБ с просьбой разъяснить необходимость оформления указанного разрешения на товары (указать модели и производителя), приложить описание товаров (возможно описание производителя с переводом на русский язык) с подробным описанием размеров и расположения объектива видеокамеры, наличия/отсутствия автоматических режимов записи, наличия/отсутствия индикации записи, разрешения изображения, максимальной длины записи, наличия ночного режима (часто в часы ставят убогие камеры с ограничением максимальной длины записи в несколько минут, которые плохо видят при освещении и вообще никак в темноте - все это служит дополнительными доводами в пользу неотнесения продукции к специальной). В течение 30 дней получите ответ.
Исходя из предположения, что товары не отнесены к специальным техническим средствам, отвечаю на ваши вопросы:
  • 1) можно ли по закону приобретать, продавать и использовать такие устройства, имеющие только Декларацию ЕАС и Нотификацию ФСБ, но не имеющие ССС?
    Приобретать и использовать для личных целей можно, с точки зрения закона ответственность в этом случае лежит на продавце. Продавать товары и оказывать при помощи таких товаров услуги третьим лицам нельзя.
  • 2) Можно ли по закону приобретать, продавать и использовать такие устройства, не имеющие ничего из вышеописанного?
    Аналогично п.1 Лично я бы не стал покупать и использовать такие товары, потому что полное отсутствие всяких документов свидетельствует о полной безответственности производителя и продавца перед потребителем. Продавать такие товары я бы тоже не рекомендовал - в случае любого судебного иска продавцу будет нечего предъявить в свое оправдание.
  • 3) Какие ещё сертификаты и документы нужны для оборота такой продукции на территории России?
    Также товары, имеющие непосредственный длительный контакт с кожей (тем более детские товары) должны иметь заключение Роспотребнадзора.
  • 4) Могу ли Я, вместо поставщика, оформить все нужные разрешающие документы для осуществления продаж?
    Да, вы можете оформить все нужные разрешительные документы. Для этого вам нужен рабочий контакт с производителем. Как минимум вам понадобится: Соглашение с производителем для оформления декларации ССС; Доверенность от производителя для оформления нотификации ФСБ России
Эксперт Сертификат.Москва 25.08.2017 12:24:02
Вопрос:
Добрый день Наша компания планирует импортировать оборудование (см описание во вложении) Согласно информации от компании Дьячель для таможенного оформления может потребоваться нотификация ФСБ и сертификат соответсвия или декларация технического регламента Таможенного союза Casa Systems C3200 CMTS C3200-CHASSIS-AC C3200 Chassis for AC power supply - 1 item C3200 16-channel Docsis downstream QAM Module - 4 item Прошу вас сообщить может ли ваша компания оформить данные документы и сколько это будет стоить?
Юлия 21.03.2017 11:26:34
Ответ:
Добрый день, Юлия!
Продукция согласно описанию осуществляет шифрование цифровых данных пользователя по стандарту DOCSIS 3.0. Таким образом данная продукция не попадает ни в одну группу товаров, подлежащих упрощенному регулированию в виде нотификации ФСБ. Продукция подлежит техническому регулированию в виде лицензирования ФСБ, в том числе импортер и конечный владелец должны иметь лицензию ФСБ. Лицензирование ФСБ - это довольно продолжительная и сложная процедура, мы не оказываем услуг в этой области.
Эксперт Сертификат.Москва 21.03.2017 13:12:43
Почему нас выбирают:
  • Мы не навязываем услуги
У нас нет назойливой службы обзвона и любителей НЛП на проценте. Мы предоставляем актуальную и достоверную информацию, делимся своим опытом и опираемся на решения заказчика.
  • Мы работаем честно
У нас нет липовых счетчиков выполненных работ и благодарственных писем от выдуманных заказчиков. Мы работаем по договору с прозрачными условиями, которые неукоснительно соблюдаем.
  • Мы не тратим деньги зря
У нас нет бесполезных для вас сотрудников и посредников в работе. Квалифицированный эксперт ведет проект от начала до конца, минимизируя ваши финансовые и временные затраты.
  • Мы открыты для вас
Вы всегда можете связаться напрямую с экспертом, в том числе лично посетив наш офис. 30 секунд до метро и несколько автомобильных артерий рядом - это крайне удобно при любых обстоятельствах.
  • Мы на вашей стороне
Мы помогаем заказчикам в решении сложных задач, беря на себя большую часть рисков. Мы ценим старых друзей и постоянные заказчики всегда могут рассчитывать на особые условия.

Телефон: +7 (495) 766-90-70         Почта: Mail@Certificate.Moscow