Оборот и использование несертифицированных товаров.



Законодательство Российской Федерации в области нетарифного регулирования и обязательного подтверждения соответствия предусматривает ответственность за нарушения правил сертификации и лицензирования товаров. Для производителей, продавцов и владельцев товаров установлены различные виды наказаний за ввоз, оборот на внутреннем рынке и использование товаров с нарушениями. К числу таких нарушений относятся:
  • Ввоз на таможенную территорию или реализация на внутреннем рынке товаров, подлежащих обязательной сертификации ЕАС, без сертификата ЕАС или декларации ЕАС.
  • Реализация товаров без обязательной маркировки ЕАС или без указания в сопроводительной документации сведений о сертификации ЕАС.
  • Использование в сетях связи средств связи, подлежащих обязательной сертификации или декларированию Минсвязи, без сертификата ССС или декларации ССС.
  • Ввоз или реализация на внутреннем рынке товаров, использующих радиочастотный спектр, без оформления на них заключения РЧЦ или без внесения их в Единый реестр РЭС и ВЧУ, разрешенных для ввоза.
  • Ввоз и реализация на внутреннем рынке товаров, применяющих шифрование или криптографию, без зарегистрированной нотификации ФСБ.
  • Ввоз товаров, к которым применяются меры нетарифного регулирования в торговле с третьими странами, без оформления лицензии МПТ.


Так, при попытке ввоза на территорию РФ товаров без сертификата ЕАС или лицензии МПТ применяется статья 16.3 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (КоАП РФ), предусматривающая за несоблюдение мер нетарифного регулирования при ввозе на таможенную территорию Таможенного союза наказание в виде наложения административного штрафа на граждан в размере от 1000 до 2000 руб. с конфискацией товаров или без нее. Эта же статья КоАП РФ для юридических лиц предусматривает штраф от 50000 до 100000 руб. с конфискацией товаров или без таковой.

Продажа товаров без сертификата ЕАС или декларации ЕАС, удостоверяющих безопасность таких товаров для жизни и здоровья людей, подпадает под действие статьи 14.4 КоАП РФ, назначающей наложение административного штрафа на граждан в размере от 1000 до 2000 руб., на индивидуальных предпринимателей - от 10000 до 20000 руб., на юридических лиц - от 20000 до 30000 руб.. Повторное нарушение этой статьи влечет увеличение штрафов для граждан до 5000 руб., для индивидуальных предпринимателей - до 30000 руб., для юридических лиц - до 50000 руб. с конфискацией товаров или без таковой.



В соответствии с пунктом 7 статьи 24 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ "О техническом регулировании" при декларировании соответствия заявитель должен хранить у себя декларацию и доказательные материалы (в том числе протоколы испытаний) в течение 10 лет со дня окончания срока действия этой декларции. Также заявитель обязан представлять декларацию (или регистрационный номер декларации о соответствии и доказательственные материалы) по требованию федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственного контроля за соблюдением требований технических регламентов. Отсутствие протокола испытаний, равно как и предоставление недостоверных сведений при оформлении декларации ЕАС, может повлечь согласно статьи 14.44 КоАП РФ наложение административного штрафа на юридических лиц от 100000 до 300000 рублей. Пункт 2 той же статьи предусматривает ответственность за необоснованное оформление декларации вместо сертификата ЕАС в виде административного штрафа для юридических лиц от 300000 до 500000 рублей. Пункт 3 статьи 14.44 КоАП ужесточает ответственность за вышеперечисленные правонарушения, повлекшие причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, до 700000 до 1000000 рублей.

Продажа товаров без обязательной маркировки ЕАС, в том числе и сертифицированных товаров, влечет наказание по статье 15.12 КоАП РФ в виде наложения административного штрафа на граждан в размере от 2000 до 4000 руб. с конфискацией товаров, на юридических лиц - от 50000 до 300000 руб. с конфискацией товаров.

Использование в сетях связи средств связи, подлежащих обязательной сертификации, без сертификата ССС по статье 13.6 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 3000 до 5000 руб. с конфискацией средств связи или без таковой, на юридических лиц - от 60000 до 300000 руб. с конфискацией средств связи или без таковой. Если средства связи не подлежат обязательной сертификации, а подлежат обязательному декларированию, то их использование на сетях связи без декларации ССС наказывается штрафом для юридических лиц от 60000 до 150000 руб. с конфискацией средств связи или без таковой.



Осуществление деятельности в области защиты информации с нарушением условий, предусмотренных лицензией ФСБ, влечет согласно статье 13.12 КоАП РФ наложение административного штрафа на граждан в размере от 1000 до 1500 руб., на юридических лиц - от 15000 до 20000 руб.. Аналогичное нарушение, классифицированное как грубое, влечет наложение административного штрафа на индивидуальных предпринимателей от 2000 до 3000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток, на юридических лиц - от 20000 до 25000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток. Осуществление деятельности в области защиты информации без получения лицензии ФСБ карается по статье 13.13 КоАП РФ наложением административного штрафа на граждан в размере от 500 до 1000 руб. с конфискацией средств защиты информации или без таковой, на юридических лиц - от 10000 до 20000 руб. с конфискацией средств защиты информации или без таковой. Также осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии) является составом преступления по статье 14.1 КоАП РФ и статье 171 Уголовного кодекса РФ (УК РФ).

В случае ввоза или реализации товаров и устройств, предназначенных для негласного получения информации, без оформленного разрешения ФСБ на ввоз или оборот таких товаров применяется статья 138.1 УК РФ, предусматривающая ответственность за приобретение или сбыт специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, в форме штрафа в размере до 200000 руб. либо ограничения свободы на срок до 4 лет, либо принудительных работ на срок до 4 лет.

Penalty & liability for violation of the rules of certification and licensing   的俄罗斯证书和许可证
Средняя оценка: 5 Лучшая оценка: 5 Всего оценок: 2 Оценка: Всего оценок: 2 Средняя оценка: 5 Лучшая оценка: 5
Имя:
Email (не публикуется):
Добрый день Наша компания планирует импортировать оборудование (см описание во вложении) Согласно информации от компании Дьячель для таможенного оформления может потребоваться нотификация ФСБ и сертификат соответсвия или декларация технического регламента Таможенного союза Casa Systems C3200 CMTS C3200-CHASSIS-AC C3200 Chassis for AC power supply - 1 item C3200 16-channel Docsis downstream QAM Module - 4 item Прошу вас сообщить может ли ваша компания оформить данные документы и сколько это будет стоить?
Юлия 21.03.2017 11:26:34
Добрый день, Юлия!
Продукция согласно описанию осуществляет шифрование цифровых данных пользователя по стандарту DOCSIS 3.0. Таким образом данная продукция не попадает ни в одну группу товаров, подлежащих упрощенному регулированию в виде нотификации ФСБ. Продукция подлежит техническому регулированию в виде лицензирования ФСБ, в том числе импортер и конечный владелец должны иметь лицензию ФСБ. Лицензирование ФСБ – это довольно продолжительная и сложная процедура, мы не оказываем услуг в этой области.
Сертификат.Москва 21.03.2017 13:12:43
Доброго дня. Проконсультируйте, пожалуйста. Ситуация: Рассматриваю возможность розничной продажи умных часов-телефоно для детей с GPS-трекером. Они включают в себя модули GPS, AGPS, WI-FI, LBS, и работают в сетях 850/900/1800/1900 с поддержкой 3G/2G сетей (GPRS). Плюс некоторые модели оснащены видеокамерой и модулем Bluetooth. По сути, это смартфон в виде часов. Марка: Smart Baby Watch. На некоторые модели есть декларации ЕАС и Нотификация ФСБ, но нет ССС. Планирую приобретать продукцию у поставщиков в России, т.е. не предполагается приобретение товаров за границей. Поставщик уверяет, что всё в порядке, но сомнения остались. Вопросы: 1) можно ли по закону приобретать, продавать и использовать такие устройства, имеющие только Декларацию ЕАС и Нотификацию ФСБ, но не имеющие ССС? 2) Можно ли по закону приобретать, продавать и использовать такие устройства, не имеющие ничего из вышеописанного? (правильно ли Я понял, что это подпадает под статью 138.1 УК РФ?) 3) Какие ещё сертификаты и документы нужны для оборота такой продукции на территории России? 4) Могу ли Я, вместо поставщика, оформить все нужные разрешающие документы для осуществления продаж? Заранее благодарен за ответ. --- П.С. Огромное спасибо за информацию на сайте. Написано понятно и наглядно (благодаря цветным маркерам). Но вопрос сложный, сам на 100% не разобрался, остались сомнения и опасения.
Дмитрий 24.08.2017 19:37:03
Добрый день, Дмитрий!
Минимальный набор разрешительных документов для таких товаров это:
  • декларация ЕАС (требование Технического регламента Таможенного союза, имеющего статус ФЗ)
  • декларация ССС (требование ФЗ «О связи»)
  • нотификация ФСБ (требование указа Президента РФ от 03.04.1995 г. № 334, решения Коллегии ЕЭК от 21.04.2015 г. № 30)
Дополнительные нужно учитывать наличие камеры. Если она относится к типу pin-hole, то товар вполне может быть отнесен к специальным техническим средствам для негласного получения и регистрации информации (в том числе «телевизионные и видеокамеры, обладающие по крайней мере одним из следующих признаков: закамуфлированные под предметы другого функционального назначения; имеющие объективы с вынесенным зрачком входа («pin-hole»)» ТН ВЭД 852580), для оборота которых необходимо отдельное разрешение ФСБ. Вы можете для подстраховки письменно обратиться в ФСБ с просьбой разъяснить необходимость оформления указанного разрешения на товары (указать модели и производителя), приложить описание товаров (возможно описание производителя с переводом на русский язык) с подробным описанием размеров и расположения объектива видеокамеры, наличия/отсутствия автоматических режимов записи, наличия/отсутствия индикации записи, разрешения изображения, максимальной длины записи, наличия ночного режима (часто в часы ставят убогие камеры с ограничением максимальной длины записи в несколько минут, которые плохо видят при освещении и вообще никак в темноте – все это служит дополнительными доводами в пользу неотнесения продукции к специальной). В течение 30 дней получите ответ.
Исходя из предположения, что товары не отнесены к специальным техническим средствам, отвечаю на ваши вопросы:
  • 1) можно ли по закону приобретать, продавать и использовать такие устройства, имеющие только Декларацию ЕАС и Нотификацию ФСБ, но не имеющие ССС?
    Приобретать и использовать для личных целей можно, с точки зрения закона ответственность в этом случае лежит на продавце. Продавать товары и оказывать при помощи таких товаров услуги третьим лицам нельзя.
  • 2) Можно ли по закону приобретать, продавать и использовать такие устройства, не имеющие ничего из вышеописанного?
    Аналогично п.1 Лично я бы не стал покупать и использовать такие товары, потому что полное отсутствие всяких документов свидетельствует о полной безответственности производителя и продавца перед потребителем. Продавать такие товары я бы тоже не рекомендовал – в случае любого судебного иска продавцу будет нечего предъявить в свое оправдание.
  • 3) Какие ещё сертификаты и документы нужны для оборота такой продукции на территории России?
    Также товары, имеющие непосредственный длительный контакт с кожей (тем более детские товары) должны иметь заключение Роспотребнадзора.
  • 4) Могу ли Я, вместо поставщика, оформить все нужные разрешающие документы для осуществления продаж?
    Да, вы можете оформить все нужные разрешительные документы. Для этого вам нужен рабочий контакт с производителем. Как минимум вам понадобится: Соглашение с производителем для оформления декларации ССС; Доверенность от производителя для оформления нотификации ФСБ
Сертификат.Москва 25.08.2017 12:24:02